Отчёт о моей поездке в Болгарию в мае 2010 года.

Для первоначального знакомства с Болгарией решил совершить поездку купив путёвку в один из отелей города Велинград. Выбор горной местности был обоснован прежде всего боязнью весенней сырости на морском побережье и нежеланием посещать крупные города.

 

Отъезд: В Шереметьево решил добираться на метро и аэроэкспрессе от Савеловского вокзала. Аэроэкспресс до Шереметьево пришёл по расписанию, но, не смотря на рекламируемые удобства этих экспрессов, свободных мест не оказалось. На мой взгляд за 300 руб. места должны быть. Но увы...

В Шереметьево, как всегда, очереди везде: на входе в таможенную зону, на таможенный осмотр, регистрацию, на паспортный контроль, на личный досмотр, на посадку в самолёт. Паспортный контроль удивил своей организацией. Над каждой кабинкой была надпись, определяющая для кого она предназначена: «Для дипломатов», «С электронными паспортами» и прочие. Но к 4-м работающим кабинкам (из 8-ми) стояли огромные очереди (в каждой около 100 человек) из желающих покинуть Москву в четырёх разных направлениях, в том числе в Пекин и Сеул. В это время закрылись два окошка (ну приспичило им) и народ из этих двух очередей перевели к двум другим, ранее не работавшим. Через пару минут пришла сотрудница и одно из этих новых окон заработало. А второе нет. Конечно, в очереди в это неработающее окно стоял и я. Сначала мы просто ждали, потом начали разговаривать и знакомиться с теми, с кем уже отстояли в предыдущих очередях, потом начали беспокоится, а через некоторое время и возмущаться. Никто на нас не обращал ровно никакого внимания. Нас «мариновали» столько, что, когда появилась сотрудница и направилась в кабинку, мы, не сговариваясь, встретили её аплодисментами. Сотрудница невозмутимо проследовала в кабинку, и сделав вид, что она нам делает одолжение, стала исполнять свои обязанности.

После прохождения паспортного контроля следующей задачей было найти выход (Gate) через который нас будут выпускать к автобусам, которые должны нас доставить к самолёту. Я к этому времени уже был знаком в двумя моими попутчицами (у одной из них был ещё и сын двух с половиной лет в складной коляске, которая, на мой взгляд, больше предназначалась для перевозки вещей), они, как оказалось, регулярно летают этим рейсом. Мы сверили свои данные о номере выхода и у всех данные совпали — выход №18. Мы и пошли к 18-му. По пути я выслушивал их воспоминания о том, что на этот рейс всегда посадка была через выход №16. Не обнаружив у выхода №18 никаких признаков того, что нас там ждут, решили пойти к выходу 16, там стояла очередь на посадку в наш самолёт, часть лиц уже успела примелькаться. Встали в хвост и хотя и неспешно, но попали в самолёт.

Но, как оказалось, самая большая очередь была на взлёт: после окончания посадки до взлёта самолёт медленно двигался в очереди выруливая на взлёт в течении 1 часа и 10 минут. Как следствие часовое опоздание с прибытием в Софию. Когда летели, поймал себя на мысли, что расстался с Москвой испытывая радость.

Прилёт в Софию и дорога в Велинград. Аэропорт в Софии носит имя Враждебна, но с реальностью, как выяснилось, это никак не связано. Паспортный контроль и выдача багажа прошли быстро. Правда за это время я успел выяснить, что одна из моих московских знакомых (с ребёнком, который хорошо разговаривает и уже читает на двух языках и очень спокойно перенёс полет) вовсе не русская, а болгарка, но мама у неё русская. В Москву она приезжает минимум два раза в год, к бабушке (80 лет), которую никак не могут уговорить переехать в Софию. Вторая знакомая русская. Уже на пенсии (судя по всему, недавно) и теперь ездит в Софию 3-4 раза в год. К сестре, которая около 40 лет живёт в Софии (замужем за болгарином).

На выходе из зоны прилёта нас уже ждали. В том числе и меня ждал сотрудник отеля из Велинграда. Познакомившись с встречающими моих новых знакомых и попрощавшись с ними, покинул сначала аэропорт, а затем и Софию. Было около 0 часов и 30 минут (мск).

Выехав из Софии двигались с большой скоростью по приличной дороге. Дорога оказалась магистралью «Тракия» ведущей в Пловдив и далее в Бургас. Водитель пенсионного возраста неплохо говорил по-русски, бывал в Москве в 80-е годы. В дороге выяснилось, что на пенсии он недавно, пенсионный возраст у них 63 года (если я не ошибаюсь).

Дорога проходила по красивым местам, жаль, что ночью. При удалении от столицы на некоторое расстояние постоянно стал чувствовать запах цветущих растений, но не знал каких. Похоже на смесь липы и ещё чего-то, но не уверен.

Потом свернули с магистрали и поехали по местным дорогам, которые не особо отличались от нашим местных. Хотя и были лучше, но, главное, чище. То, что дороги чище потом подтвердилось, так как после поездки в дождь автомобиль остаётся весьма чистым.

В отеле были около 2 часов, меня сразу отправили в номер 515. Причём, если бы не водитель я бы так и не узнал, что они мне говорили (на reception). Номер оказался двухместным, хотя я заказывал одноместный, но выяснять в 2 часа ночи не стал. Утром разберёмся. Опьянённый чистейшим воздухом и уставший с дороги уснул мгновенно.

Первый день (суббота)

Утром самочувствие было вполне. Выглянув в окно увидел прямо у отеля небольшую речушку, закованную в бетонные берега. На другом берегу речушки паслась лошадь, а по склону горы спускалось небольшое стадо овец. Прямо деревенская идиллия.

Деревенская идилия. Вид из окна отеля.

Сделал зарядку, умылся и вперёд, навстречу отдыху.

Спускаюсь и пытаюсь выяснить и насчёт двухместного номера и насчёт завтрака. Никто по-русски не понимает. Плюнул и пошёл искать, где кормиться. Оказалось, ресторан напротив reception.

Благо, что шведский стол: сам набрал и съел. В ресторане тоже по-русски не понимали. Завтрак оказался весьма сытным, что дало возможность обойтись без обеда. После завтрака оплатил остаток стоимости путёвки, удалось это с большим трудом, так как по-русски они не понимают и даже когда я пытался им говорить по-английски, то отвечали они по-болгарски и не понимал уже я.

По поводу двухместного номера: как я понял в отеле нет одноместных номеров, поэтому при заказе одноместного просто дают двухместный.

Так как у меня была путёвка с программной реабилитации, поинтересовался, не ожидают ли меня врачи. По их словам, как я их понял, никто не ожидал, и я отправился в город.

Отель оказался не просто на окраине, а поодаль от города.

Карты города не было, и пошёл, куда глаза глядят, а глядели не в центр города, а вдоль окраины. Сначала по берегу речушки (на берегу которой и расположен отель), затем, когда речка ушла от дороги, просто по дороге. На другом берегу гора высотой около 300 метров, поросшая лесом (в основном хвойным). Дорогой встречал как автомобили, так конные подводы, правда, вторых значительно меньше. Лошадей можно было увидеть и пасшимися на окраине. Да и запах говорил о наличии лошадей и других животных. Встречающиеся люди мало походили на славян, скорее турки или цыгане, да и их было мало.

Как потом выяснилось дорога вдоль окраины, по которой я шёл, вела в промзону. Поскольку, по моим сведениям, в городе нет ни одного предприятия известного за пределами города, предполагаю, что в промзоне собраны предприятия, обслуживающие население и инфраструктуру города. Судя по всему, в Болгарии старались организовывать селения так, что все предприятия оказывались в одной стороне селения и, как правило, за чертой этого селения.

Когда запах сельской жизни перестал умилять — повернул вглубь города.

Сменилась обстановка. Дома и автомобили стали приличнее и более славянские лица. Огороды во дворах практически исчезли. Да и дворы тоже. Вернее, дворы остались, они стали меньше и практически полностью заняты постройками, земля видать дороже.

Бродил несколько часов. Просто по улицам. Знакомился с городом. Очень интересно было наблюдать картину, когда за столиком в летнем кафе четыре парня лет 30 пили лимонад и кофе. По московским меркам вид у них был бандитский, но разговаривали они и смеялись совершенно не по-бандитски. Затем я ещё не раз убеждался, что черные волосы и тёмная кожа не только у бандитов. В Москве мне это в голову не приходило. Собственно, и картины с четырьмя парнями, пьющими кофе и лимонад в Москве, никогда не встречал: только пиво, вино или водку.

За всё время пребывания, я ни разу не видел на улице людей распивающих спиртное или пиво. Да и выпивших тоже не видел, может быть потому что днём их нет, а вечером я никуда не ходил. Но ведь у нас это круглосуточно.

Была суббота и, оказалось, что банки не работают. Евро нигде не берут и поменять на левы негде. Пришлось через банкомат снять с карточки (Сбербанка).

Вернувшись в отель, решил найти медицинский центр. И нашёл. Познакомился с дежурным врачом, неплохо разговаривающим по-русски. Он оказался физиотерапевтом и, как потом выяснилось, главным врачом. После небольшого собеседования он отвёл меня в SPA-центр и мы, после коротких согласований, приступили к процедурам:

  • лечебная физкультура или как теперь это называют - кинезиотерапия
  • ультразвук на позвоночник
  • грязевые аппликации на позвоночник
  • радоновая ванна с гидромассажем
  • обычный массаж позвоночника.

Комплект процедур оказался достаточно тяжёлым для меня. Сил хватило только на ужин: салат шопский (целая гора на большой тарелке) и какое-то местное блюдо из свинины. Обожрался. Кажется, и одного салата могло хватить.

После ужина остался в номере, сил уже не было. Смотрел ТВ (конечно, только то, что транслировалось в отеле). Болгарское ТВ — это смесь из нашего провинциального ТВ с турецким. На музыкальных каналах показывают практически только болгарские клипы (иногда других балканских стран) по стилю напоминающие те, что мы смотрели в середине 90-х. Наш канал Шансон-ТВ, о существовании которого я ранее не знал и никогда дома смотреть не буду, выглядит на их фоне очень хорошо. Смотрел наши РТР-Планета и Россия-24, оказывается у нас есть хорошее телевидение, о чём ранее не догадывался. Наверное, это только в сравнении.

Велинград (короткая справка)

Город расположен на высоте около 800 метров в юго-западной части Болгарии в Чепинской низменности, вблизи условной границы между горными массивами Родопы и Рила. Город вытянут с юго-запада на северо-восток (мой отель на юго-западе). Панорама Велинграда со стороны горы Голяма Сютка

Создавался он лет 60 назад путём слияния деревень Чепино, Лыджене и Каменица. Теперь это районы города (по-болгарски — кварталы). Центральной улицей является улица (бульвар) Объединение, она пересекает весь город, т.е. все три квартала: на юге Чепино, в центре Лыджене и на севере Каменицу. Мой отель Свети Спас (Святой Спас) находится немного южнее Чепино. Население около 25 тыс. человек. Дома в основном частные: одно- двух- и трёхэтажные.

Вид с южной окраины (с высоты 100 метров, с горы напротив отеля. Слева видна часть отеля)

Все в одном (болгарском или балканском) стиле и под черепичной крышей. Отелей уйма. Кафе, ресторанов и прочих мест питания не счесть. Множество мелких магазинов и ни одного супермаркета не увидел. Поскольку город достаточно узкий, то общественный транспорт, в виде автобуса, двигается, по сути, по одной улице Съединение (Соединение/Объединение).

Второй день (воскресенье)

С утра завтрак и сразу после завтрака процедуры, которые заканчиваются к середине дня (около 12 часов). Пью чай и отдыхаю около получаса. Затем поход в город. На сей раз обнаружил немного в стороне от дороги их знаменитое озеро Клептуза с минеральной водой. Размер озера не впечатлил, а вода очень чистая. Вытекает прямо из-под горы и небольшим водопадом попадает в озеро. Вокруг озера многочисленные кафе/рестораны, в том числе и заброшенные, причём заброшены они были явно ещё до кризиса 2007-2008 года.

Озеро Клептуза

Осмотрев озеро и наметив место для ужина опять пошёл гулять в город. Купил карту и выяснил что в первый день я осмотрел только южную часть Чепино и небольшую южную часть Лыджене. На сей раз решил обратить внимание на центральную часть города и найти автовокзал, дабы спланировать поездки в города Ракитово, Батак, Пещера, Разлог, Банско и Гоце Делчев. Причём три последних находятся в соседней области Благоевград.

Как мне объяснили (и насколько я их понял) автовокзал (автогара) находится рядом с ж/д вокзалом (ж/п гара). Ж\д вокзал нашёл быстро (мне его показывали при приезде в город, правда ночью). Автовокзал не нашёл, но зато нашёл рынок и купил мёд, а заодно и чай, а также к чаю.

Бросилось в глаза уважительное отношение водителей к пешеходам. Да и друг к другу водители относятся как к братьям. Думаю, что объясняется это не только тем, что они никуда не спешат.

Особо нужно сказать о собаках и кошках в Велинграде. Нельзя сказать, что бродячих животных много, но они есть. Ведут себя совершенно также, как и прочие горожане, т.е. с уважением к окружающим и, естественно, получают такое же отношение к себе. У всех встреченных мною животных были добрые глаза. Одну собаку я даже поил с руки. Она, увидев у меня в руке бутылку с водой, перешла с другой стороны улицы и встала около меня посматривая на бутылку. Пришлось напоить. Напившись, ушла по своим делам с совершенно невозмутимым и независимым видом.

Кошка с собакой могут попрошайничать не просто в одном кафе, а у одного посетителя. Попрошайничество не ведёт к их унижению, я бы даже сказал, что эти бездомные животные имеют весьма гордый и независимый вид. Собаки могут быть в стае (более 3-х не видел), но это не заставляет их быть агрессивными.

Вспоминая наших (московских) дворняг условно делю их на две части: у одних в глазах агрессия, у других добрые глаза с бесконечной грустью. У наших нет гордости, а есть беспокойство за свою жизнь. Думаю, что именно осознание своего бесправия даёт такую бесконечную грусть в глазах или агрессию. Интересно, я это сейчас о собаках…

Особенно походить по городу не удалось из-за сильной головной боли и повышенного давления. Решил вернуться в отель, выпить чаю и сходить к кардиологу (по расписанию, указанному на двери кабинета он должен работать во вторник, субботу и воскресенье)

Вернувшись в отель, заварил чай (в пакетиках), то, что он в пакетиках я понял, когда его покупал, но я не ожидал, что он травяной. Правда, не очень противный. Как потом выяснилось для болгар именно травяной чай в пакетиках и есть чай. Любой другой чай должен иметь уточнение в названии, например, хороший листовой китайский чай назывался «Чёрный чай». С мёдом тоже не все как у нас. Как я понял мёдом они называют всё сладкое: мёд, варенье, джем и т. д. То, что у нас мёд у них «пчелиный мёд», а, например, варенье из лесных ягод — лесной мёд (боров мёд). Я купил этот лесной мёд и только когда попробовал в отеле понял, что это варенье. Вкусное. Жаль, что все баночки отобрали в аэропорту в Софии.

После чаепития и небольшого отдыха пошёл в медцентр. Там не только врачей, но вообще никого не оказалось. Оказывается, завтра, т.е. 24 мая у них не просто День славянской письменности, а государственный праздник. Они празднуют три дня (суббота, воскресенье и понедельник). То, что вчера был физиотерапевт — это потому, что они меня ждали.

Время уже было вечернее, и я пошёл ужинать в намеченное ранее кафе. Съел салат, названия которого не запомнил, с традиционным набором составляющих: огурцы (болгары обязательно с них снимают кожицу), помидоры, перец сладкий (т. е. болгарский), брынза и тёртый сыр. На второе взял кебабчу (я бы назвал это люля-кебаб). Кебабча напомнила мне о Судаке и вызвала сопутствующие этому рвотные позывы.

В Судаке были несколько раз, но питание было всегда плохое, поэтому спасались шашлыками на набережной. К концу пребывания, шашлыки вызывали только рвотный рефлекс.

Решил более не есть ничего приготовленное на углях. В довершение начался дождь и весьма холодный. Пока дошёл до отеля промок основательно. Приняв горячую ванну, лёг в кровать с простудой, головной болью и повышенным давлением. В этом окружении и уснул, правда, далеко не сразу.

День третий

Проснулся с головной болью, которая не прошла и после завтрака, и после процедур. Давление высокое. После процедур пошёл в номер, надеясь, отдохнув немного, продолжить знакомство с городом. Не получилось. Пролежал весь день, не выходя из номера и, таким образом, остался без обеда и без ужина. Пил чай.

День четвёртый

День заладился. Головная боль ушла. Акклиматизация, кажется, закончилась.

Завтрак, процедуры, кардиолог, аптека и я свободен. Правда время было уже далеко за полдень, кардиолог задержал. Правда обещал (вернее обещала) стабилизировать давление на уровне 130/90, что для меня есть норма.

Перекусив решил сходить в горы. Подъём начал в районе озера Клептуза. С того места, где собственно и начинается озеро, там прямо из-под горы течёт минеральная вода и стекает в чашу озера образуя небольшой водопад.

Сначала воздух был влажным, и дышать было трудно, но вскоре, то ли от подъёма, то ли от того, что озеро осталось в стороне, но воздух перестал быть влажным. Наоборот, он был слишком сухим, для мест, где солнце, из-за высоких и густо растущих сосен и елей, пробивается не часто.

Я прошёл несколько километров по густому лесу, расположенному на крутом склоне, конечно, никого из людей не встретил. Но я не встретил и насекомых, кроме муравьёв. Похоже леса в «нищей» Болгарии регулярно обрабатываются, в отличии от «богатой» России.

Тут следует заметить, что в Велинграде не просто чистый горный воздух, но и очень «вкусный», поскольку город окружают хвойные леса. Поэтому в номере у меня всегда была открыта балконная дверь и окно. Комаров в номере не было ни одного, как, впрочем, и во всем городе. В парках города я видел объявления с указанием, когда и каким препаратом обработана территория. Таким образом, в отсутствии в Велинграде комаров, мошек, слепней, клещей и т. д. «виновата» не только природа, но и люди.

День пятый

Традиционные зарядка, завтрак, процедуры.

Главное событие дня — поездка на озеро Батак с посещением городов Ракитово, Батак, Пещера. Выехали около 12 часов. Водитель — молодой человек лет 35-ти, по имени Димитр. По-русски немного понимал и немного разговаривал. Этого было достаточно для начала. Затем мы обучали друг-друга. Помнится, долго вспоминали как будет по-русски «параклис». Отъезжали мы от моего отеля «Свети Спас» (Святой Спас), естественно возник вопрос о происхождении названия, оказывается рядом с отелем наверху на горе стоит параклис Свети Спас. Если бы к этому времени я уже видел этот параклис, то конечно вопросов бы с переводом не возникло. А так он мне пытался объяснить, что это как церковь, но не церковь. Оказалось — часовня.

По выезду из Велинграда вдоль дороги были видны заброшенные поля на которых стояли бетонные столбы высотой метра 4 с натянутой проволокой. Полей было много, и они создавали фантастическую картину жизни после катастрофы.

Такое же впечатление нереальности было у меня после посещения заброшенного посёлка геологов на севере Тюменской области на реке Таз в теперь уже далёких, достаточно «сытных» и благополучных 70-х годах.

Оказалось, что это поля для выращивания хмеля. Просто хмель теперь не выращивают в Болгарии. Зачем в Евросоюзе ещё один сельхозпроизводитель, если они и так производят столько продуктов, что и нам достаётся. Собственно, и с промпроизводством в Болгарии не лучше. Нет у Болгарии своего места в Евросоюзе.

Сначала ехали по равнинной территории, но начиная с Ракитово начались горные дороги, кстати, похожи на крымские, но в отличие от них здесь у меня ни разу не возникло чувства опасности. Хотя за все время поездок диапазон высот был от 400 метров в районе города Пещера, до 2600 метров в районе Банско. Высота ощущалась только по понижению температуры воздуха, а при движении закладывало уши как в самолёте. Отсутствие чувства опасности, скорее всего объясняется хорошей обустроенностью дорог.

Очень часто встречались обустроенные источники воды. Мы иногда останавливались, набирали воду в бутылки или просто пробовали воду. Вода разная, но очень вкусная. Источники все слабо минерализованные, поэтому вода прекрасна для питья. Водных ресурсов в этих места очень много. Они воду не берегут. В городах тоже часто можно встретить водоразборные колонки и питьевые фонтанчики в которых вода тоже не перекрывается, как и в придорожных источниках.

Итак, первым на пути был город Ракитово. Въехали со стороны промзоны, где было несколько мебельных фабрик. Вообще у меня создалось впечатление, что в тех местах где я побывал работает только строительная отрасль и мебельное производство, ну и конечно сопутствующие: лесозаготовки, производство стройматериалов, транспорт. Ничего более нет, да и не мудрено, курортная зона.

Ракитово не впечатлил своим видом, и мы не стали знакомится ближе, ограничившись проездом «насквозь» в сторону озера Батак.

Озеро Батак.

На самом берегу озера есть населённый пункт с названием Цигов чарк. Как переводится название не знаю, да и населенным пунктов назвать трудно. Постоянного населения практически нет. Я бы назвал это место как курортный комплекс с обслуживающим персоналом. Это разбросанные на приличной территории группы различных строений: отели с несколькими вспомогательными зданиями, несколько частных типично болгарских домов, группы вилл (коттеджей) и т. п. Все это на разных уровнях и частично в лесу, частично на берегу озера, а частично в лесу на берегу озера. Глаз радует. Почти у всех отелей рестораны являются внешними, т. е. вход с улицы.

На одной из «верхних» точек местности были видны остатки подъёмника. Как мне объяснили, сейчас ведутся ремонтные работы, а вот зимой здесь работает и горнолыжная трасса для начинающих (длина не более 2 км. с перепадом высот 100 метров), и трассы для беговых лыж (порядка 20 км). Зимой для меня здесь точно раздолье: снег лежит достаточно долго, много солнечных дней и мало ветра.

Озеро Батак. Цигов Чарк

Посмотрим, как насчёт лета. Идём в сторону озера. Открывается прекрасный вид: сочетание леса и воды всегда прекрасно, по-моему. Насмотревшись на озеро со стороны Цигов Чарк, мы проехали ¾ окружности озера почти по берегу. Почти везде, где мы побывали на берегах озера, я ловил себя на мысли, что хочу здесь жить. Конечно такие мысли у меня были во многих местах на просторах России, но здесь отсутствовали комары, больше солнца, меньше ветра и мягкая зима. И главное, здесь есть возможность жить на берегу озера: снять виллу вполне по нашим возможностям, хотя купить, наверное, не получиться. Но если задаться целью, думаю, можно найти подходящий вариант. Конечно, живя здесь работать можно только удалённо, но ведь скоро пенсия.

Вдоволь насладившись видами озера Батак, поехали в город Батак, который оказался совсем маленьким, тихим и чистым городком расположенным недалеко от озера на высоте около 1200 метров. Город, знаменитый своим сопротивлением туркам, ориентирован на обслуживание прежде всего организованных туристов. Жизнь неспешная, размеренная. Церковь Богородицы, музей... Есть электростанция с использованием воды озера Батак.

Следующий пункт — город Пештера (Пещера). Якобы очень древний город. Расположен на уровне менее 500 метров, что сразу почувствовалось, когда мы спускались с 1200 метров (Батак), где было 25 °С, температура росла и в самом городе уже было около 30 °С. Та часть города в которую мы попали, мне не понравилась, а мы проехали значительную часть этого небольшого города (меньше Велинграда, но значительно больше чем Батак). Мне показалось, что здесь есть предприятия и потому воздух они отравят. В какую сторону города ни посмотришь — всегда можно увидеть трубу. А труба без дыма не бывает.

Город Пештера (Пещера)

Мы простились с городом Пещера, так и не познакомившись. Обратный путь лежал через озеро Батак и мы решили ещё раз заехать в Цигов Чарк и там перекусить (поздний обед совмещённый с ранним ужином). Пошли в ресторан, расположенный ближе всего к воде. Обедал рыбой, пойманной в озере. Рыба оказалась карпом. Пока мой попутчик пытался вспомнить как по-русски называется эта рыба, подошёл официант и запросто перевёл мне все названия из меню. Увидев, что я ковыряю рыбу вилкой, официант поинтересовался: «Не понравилось?». Пришлось объяснить, что не люблю есть руками.

Вернувшись в отель уже никуда не пошёл. Выпил чаю, посмотрел ТВ и спать. Завтра поездка в другую сторону от Велинграда.

День шестой

Зарядка, завтрак, процедуры и 15 минут на чай. Водитель, вчерашний, уже ждал, и мы выехали, как и вчера, около 12-ти, но на сей раз в другую сторону: Банско и Разлог. Сначала в планах был ещё и Гоце Делчев, но дополнительно изучив информацию о городе, решил туда не ехать.

Выезд из Велинграда в сторону деревни Юндола (говорят это тоже туристическое место. Где в Болгарии не туристическое место?), в которую мы не заезжали, так наша дорога оставляла деревню сбоку. Заезжали в город Якоруда, который встретил нас заправкой «Лукойл», дорога проходила через город. С дороги хорошо был виден минарет мечети. Город населён преимущественно болгарами-мусульманами. Вдоль автодороги идёт ж/д дорога (узкоколейка из Септември, через Велинград, Якоруду, Разлог, Банско), видели поезд. 3 или 4 вагона. Очень смешной, как детская ж/д. В Якоруда вдоль этой ж/д расположена приличная пилорама. Объем пиломатериалов видимый вокруг этой лесопилки, не меньше виденного мною на пилорамах в Тюменской области, а там леса много. О промышленных масштабах лесозаготовок говорили и КАМАЗы груженные лесом-кругляком виденные нами на дороге. Задерживаться в Якоруде не стали, проехали в Разлог.

В Разлоге мой водитель познакомил меня со своим дедом, и мы уже на его машине поехали знакомиться с окрестностями. Места красивые, но они более подходят для любителей горных лыж. Горнолыжная инфраструктура проступает повсюду. Зимой здесь, наверное, много туристов, сейчас очень спокойно. Сам город мне понравился больше чем окрестности. Похоже здесь поступили очень разумно, туристов принимают не в городе, а в окрестностях. Почти вся туристическая инфраструктура в окрестностях. Через город течёт небольшая, но бурная речка, закованная в бетонные берега, и оживляющая пейзаж. Мне в городе понравилось.

После Разлога проследовали в Банско, где я хотел побывать в нескольких местах, намеченных ранее. Первый адрес: дом №5 по улице Тодорин верх. В Интернет, в течении нескольких месяцев рекламировался дом по этому адресу, хотел посмотреть. Оказалось, такого дома нет, есть №3 и №7, а №5 отсутствует.

Второй адрес: адрес агентства недвижимости. Нашли, оказалось закрыто. В соседнем магазине сказали: будет через полчаса. Решили пойти пообедать. В кафе попросил официантку на второе принести что-нибудь болгарское и вкусное. Она предложила рёбрышки. Я сказал: «Только без рук». Она улыбнулась и сказала, что выберет блюдо на свой вкус. Блюдо, которое она принесла, состояло из мяса, грибов, картофеля, овощей и оказалось очень вкусным. Насколько официанты в Банско лучше знают русский язык, чем сотрудники моего отеля.

Город Банско как бы состоит из двух частей: внизу старый город, новый город расположен выше и сгруппирован вокруг подъёмников. Старый город — это, в основном, частные дома 2-3 этажей. Новый город — это многоэтажные отели и жилищные комплексы. 

Думаю, что зимой, когда туристов много, канализация города не всегда справляется и проблемы возникают именно в старой части. Но летом это не проверишь...

Пообедав и погуляв по городу, вернулись к агентству. Никого нет, а соседний магазин уже закрыт. Время 16 часов. Вообще-то горожане в Банско произвели впечатление никуда не спешащих и отрешённых от реальности людей. Казалось, что они все в отпуске, а я один на работе. Поскольку город ориентирован на зимних туристов, может быть летом они действительно в спячке.

Поехали по третьему адресу: гора Тодорин верх, высота около 2.5 км. Поехали. Серпантин вьётся вокруг подъёмников. Общая длина подъёмников километров 20, длина спусков, говорят, 70 км. Мы «намотали на спидометр» 15 км. на подъёме. Дорога проходит по лесу, что хорошо, но это не даёт перспективы, всегда виден только лес и иногда трасса спуска или трасса подъёма. Поднялись, вышли из машины, оказались на площадке с машинами для обслуживания трасс, а вокруг лес. А я надеялся на хорошие горные пейзажи, увы...

Немного замёрзли, чувствуется высота.

К нам подошли две дворняги, но дать им было нечего. Жаль...

Поехали назад. Общее впечатление о Банско странное. В городе много строиться, много магазинов, а значит есть жизнь. Но по горожанам этого не заметно. То, что много построили, хорошо, но все это на базе старой инфраструктуры (вода, электричество, канализация). Горнолыжная инфраструктура в очень хорошем состоянии, но для меня это явный минус. Я и спорта этого не понимаю, и как досуг горные лыжи для меня неприемлемы. Скорее всего этот город не для меня. Хотя...

Обратный путь прошёл в разговорах с моим водителем, который, как оказалось, работает барменом в одном из отелей Велинграда. В водители ко мне он попал по просьбе управляющего моего отеля, к которому я обратился с просьбой организовать мне поездку.

Так в разговорах о жизни мы скоротали обратную дорогу. Ему было интересно поупражняться в русском языке, а мне интересна информация о жизни в Болгарии, хоть и субъективная, но зато из первых рук.

День седьмой

После двух дней поездок немного устал (даже сидеть в машине). Да и полученную информацию нужно было «переварить», поэтому решил этот день провести в Велинграде, ведь остался ещё почти не изученный квартал Каменица. Так как гулять планировалось много, решил поехать в город на автобусе, благо конечная остановка напротив отеля. Пришёл на остановку, автобус уже стоит. Водитель и кондуктор (билетёрша) отдыхают, а автобус в это время убирает уборщица. Уборка влажная. Билетёрша странно посмотрела на меня (как на старого знакомого), я стал вспоминать не ездил ли я раньше этим автобусом. Вроде нет. Когда поехали и она подошла «обилечивать» поздоровалась по-русски. Я спросил: «Неужели так видно, что я русский?». Она ответила: «Конечно. Я ведь 15 лет прожила в Тюмени». Поговорили о Тюмени.

Автобус идёт через весь город, следующая конечная остановка тоже на окраине, но уже на другом конце. Я вышел, немного не доехав до конца. Эта часть города не очень отличалась от Чепино. Частные дома, маленькие дворики, Изрезанный, разноуровневый ландшафт. На самой окраине опять наличие животных, в том числе лошадей. Примерно по середине квартала протекает речка (по-нашему — ручей) хорошо оформленный, в том смысле, что это не стало местом свалки, а перебраться с берега на берег можно без проблем, в том числе и транспорту. Собственно, та часть квартала, что за этой речкой, уже не очень интересна, а это большая часть. Спустился вдоль речки к стадиону, опять отели, автосалон, сам стадион явно в запустении. Рядом с стадионом строится спортивный комплекс, крытый. По задумке — грандиозное сооружение, по состоянию — уже несколько лет заброшено. Бетонная коробка. Заметил особенность местных брошенных объектов — через 5-6 лет они выглядят лучше, чем брошенный объект в Москве через год. Наверное, климат виноват.

Доля «замороженных» объектов строительства не меньше, чем в Москве. Приблизительно, каждый третий. Правда они не производят такого удручающего впечатления, как в Москве.

Пока гулял, у меня два раза спрашивали, как пройти/проехать. Когда я, по-русски, пытался им объяснить, что я не знаю, они удивлённо шарахались.

Видел памятник партизанки Велы Пеевой, в честь которой и назван город. Типичный «синий чулок» с большим наганом. По исполнению памятник достоин стоять в самом захолустье, а может дальше.

Правда, ранее, в другой части города видел и другой шедевр, посвящённый защитникам (даже не стал выяснять каким). Сразу вспомнил стоящий в Марьино монумент, посвящённый солдату-победителю (изображён сидящий, уставший, босой солдат в рваном обмундировании).

А ещё, в один из дней, я видел три автомобиля «Вартбург» и один «Трабант», а также два «Бентли», один из которых часто стоял на улице в одном и том же месте (т.е. не имел гаража). Вазовской классики на улицах много. Большинство современных автомобилей дизельные. Никто не смог объяснить эту тягу к дизелям. Кстати А-95 стоил около 2 левов (39 руб), а дизтопливо — 2.20 лева.

Когда отдыхал в парке и ел мороженное, подошёл бомж и достал из кармана завёрнутую в целлофан купюру в пять рублей советского образца и попросил дать ему 1 лев. Дал.

В отель возвращался на такси. Водитель, лет 60, оказался бывшим руководителем болгарской туристической организации в Велинграде, аналогом нашего «Интуриста». Весьма неплохо говорил по-русски. Рассказывал, что раньше в Велинграде было много русских туристов и город благоденствовал. Сейчас стало хуже. Здесь хочется вспомнить выражение из старого (с советских времён) анекдота: «А кому сейчас хорошо».

День восьмой

На этот день было назначено свидание с кардиологом, на 14 часов. После процедур у меня было около 2 часов. Решил посетить места в моём квартале (Чепино), где я видел несколько строительных объектов. Это было не очень далеко, и я должен успеть. Нашёл эти объекты: 2 отеля, 2 жилых дома. Все расположены на улице Царь Самуил. Обошёл, рассмотрел со всех сторон жилые дома. Оставалось время, и я решил пообедать. Зашёл в ближайший ресторан, названия не помню, он расположен по соседству с рестораном «Родопское село», реклама которого по всему городу. В ресторане оказался уютный летний дворик с искусственным водоёмом, там и расположился. Вкусный салат, изумительный хлеб собственной выпечки и среднее второе. Второе было из телятины, которую уже не один раз разогревали. Но зато всего много. Опять объелся. Но, как всегда в Болгарии, без последствий. Стоило почти 18 левов, а у меня банкноты по 50. Ожидая официанта подумал, что 2 лева маловато на чай. Или достаточно? Других денег у меня с собой нет. Официант оказался профессионалом: он принес 2 банкноты по 10 левов, одну по 5 левов, 2 банкноты по 2 лева и мелочь. Т.е.29 левов бумажками и мелочь. Мелочь ему и осталась.

В 14 часов кардиолог не появился, сказали будет после 15 часов. Уже собралась очередь из 3-4 человек. Тут надо заметить, что врачи медцентра отеля работают, по большей части, по-совместительству (разрешено до 2-х мест работы), у моего случились проблемы на другом месте работы. Очередь не потому, что в отеле много кардиологических больных, а потому, что все медцентры отелей принимают и местных жителей.

Кстати, по поводу других обитателей могу сказать, что у меня было ощущение, что в отеле кроме меня есть только обслуживающий персонал. Я последние дни никого не встречал. Когда я поинтересовался на сей счёт у управляющего, он объяснил, что в конце мая всегда в Велинграде затишье.

Подождал до 15-ти часов, спускаюсь в медцентр. Кардиолога уже нет, была и уже ушла. Когда будет неизвестно. Разыскиваю управляющего и объясняю, что кардиолог назначила свидание и теперь уклоняется. Пообещал, что через час будет. Жду. Через полчаса позвонили и сказали, что меня ждёт кардиолог. К 17 часам я на свободе.

Погулял по городу. Уже с прицелом на расставание. Стараясь побольше впитать такую близкую, но не нашу жизнь: отсутствие пьяных, отсутствие даже пьющих на улице, отсутствие хамства (наоборот, очень бережное отношение друг к другу и к приезжим в том числе), притом, что явно проступает во многих местах если не нищета, то бедность. Но неравенство, наверное, обыденное дело теперь, уравниловки ведь уже не будет.

День девятый

С утра как обычно и после 12 часов я свободен. Были мысли ещё раз съездить на озеро Батак, но не сложилось. Решил посмотреть ещё раз Велинград, но не просто, а как бы найти место, где можно приобрести или снять жильё и что бы место соответствовало моим преставления о месте жительства с учётом животных. Тем более, что у меня остались места в Велинграде, где я ещё не побывал. Вышел в город пешком и решил начать прогулку с улицы Царь Самуил, где уже был, и начать поиски предполагаемого жилья с тех двух домов, которые я уже видел. Просто теперь посмотреть на них с пристрастием. Стоят они практически на западной окраине Чепино, которая разительно отличается от восточной. Восточная часть равнинная и окраина постепенно переходит в промзону, а западная часть состоит буквально из двух-3 улиц (считая от центральной) и сразу начинается горный массив поросший, в основном, хвойным (или как они его называют — иглолистным) лесом. Там уже наверху по границе леса расположены несколько отелей, в том числе и Гранд-отель «Велинград», а ниже его до окраины остался некий пустырь, посредине которого, но вдоль главной улицы и проходит улица Царь Самуил, которая в настоящее время обозначена практически только.

Уже разница с нами: сначала асфальт, водопровод, канализация, электричество, а потом дома. Те два жилых дома, которые я смотрел ранее, как раз и находятся на этой будущей улице.

Пошёл не по центральной улице, как прошлый раз, а по опушке леса, а это склон и достаточно крутой. Вышел сначала к отелю «Олимп», а затем к отелю «Велинград». Вид оттуда изумительный и воздух замечательный.

Спускаясь немного от отеля «Велинград» попадаю к первому из домов. Он 2-3 этажа. Если смотреть с горы он 2-х этажный, если на гору — 3-х этажный.

Жилые дома, которые мне понравились

Подхожу ближе. Оказывается, он ещё не достроен и на объекте есть рабочие. Знакомлюсь и прошу показать дом внутри. С удовольствием ведут по всем этажам и квартирам. Дом практически в готовом состоянии, остались мелочи в отделке. Есть 1-2-3 комнатные квартиры. 2-комнатная по моим оценкам метров 60. На верхнем этаже есть чудная 3-х комнатная квартира с видом на гору и с двумя отличными террасами расположенными выше уровня крыши, т. е. это мансардный этаж. От дома вверх по тропе метров 150-200 и ты в лесу. Сухо (даже очень) и чистый ароматный настоянный на хвое воздух. Прохладно. Сказывается 800 метров над уровнем моря. На солнце жарко, зашёл в тень и даже зябко немного.

Начальства на объекте не оказалось. И не мудрено, выходной день. Дали все контакты и пригласили на постоянное жительство, пообещав закончить строительство за месяц. Пообещал подумать. Во втором доме никого не было, и строители с первого дома дали контакты и по второму дому. Второй дом в готовом состоянии, под заселение. Расположен немного ниже, метров на 70-80. Выглядит даже солиднее первого, но зачем мне солидность, лучше ближе к лесу.

Собственно, на этом мои похождения закончились, был уже почти вечер. Ужинать и готовиться к отъезду.

День десятый, он же день отъезда

Как обычно, зарядка, завтрак и процедуры. Процедуры пришлось сократить, так как в 11 часов отъезд.

Расчёт с отелем и в 11-00 сели в машину. У меня оказались попутчики. Кроме водителя была ещё сотрудница принимающей фирмы, которой нужно было в Софию и отдыхающий из Питера. Он с семьёй приехал вчера на собственном авто. Теперь, оставив семью и авто вынужден по делам бизнеса лететь в Питер с возвратом к семье через неделю.

Интересным путём мой попутчик попал в Болгарию. Из Питера они поехали в Финляндию, там в Хельсинки сели на паром в Германию. Съехав на берег подались в Дрезден, где гуляли 3 дня (у них там знакомые). Далее Чехия, Австрия, всего почти десяток стран. Он убеждён, что это лучше, чем коротким путём: Россия, Белоруссия, Украина, Молдавия и Румыния. Может быть, при поездке из Питера это и так.

В аэропорт приехали вовремя. Регистрация, контроль, досмотр. Всё быстро, организованно, но баночки с мёдом и вареньем, которые я побоялся положить в багаж, забрали.

У меня место в шестом ряду. В самолёте нас было очень мало. Первые 4 ряда — это бизнес-класс. Бизнес-класс это один человек сидевший в первом ряду. Неприятный жирный молодой человек лет 30-35 совершенно хамского вида. Я ещё подумал, что один пассажир в бизнес-классе и тот неприятный. А всего было человек 15-20.

Когда летели из Москвы в Софию самолёт был побольше и был почти полон. Свободных мест было меньше 10.

Моё место было у прохода, соседнее пустое, в предыдущем ряду вообще никого. В моём ряду у иллюминатора сидел молодой человек похожий на болгарина. Когда я садился он уже дремал. Я решил тоже подремать и устроившись поудобнее, насколько это возможно в самолёте попытался задремать. И задремал. Проснулся от неприятного запаха и движения рядом со мной. Оказалось, мой сосед хочет пройти и запах от него (явно запах грязных ног и несвежих носков). Обратился он ко мне на болгарском, прося пропустить его. Когда он проходил неприятный тип из первого ряда обернулся, и они с моим соседом молча поприветствовали друг друга, помахав рукой. Раз этот болгарин, то значит и тот тоже. Надо же сразу два неприятных болгарина. За все 10 дней пребывания в Болгарии, такого не случалось.

Мой сосед, сходил в туалет, и вернувшись проспал остаток полёта пропустив обед и напитки.

Приземлились. Вышли из самолёта быстро, нас же мало. Нашёл указатель для прохождения паспортного контроля гражданам РФ. По указателям попадаю на площадку перед четырьмя кабинками, две из которых не работают. Везде и на кабинках в том числе надписи, что паспортный контроль для граждан РФ, хотя по очереди этого не скажешь. В это время из неработающей кабинки выходит офицер и говорит, что с паспортами РФ могут идти к нему??? Разве здесь могут быть другие? Но соображать некогда, часть людей из большой очереди метнулась в эту кабинку. Создали новую очередь и передо мной оказались эти два странные «болгарина». Возраст 25-35. У них оказались паспорта РФ и разговаривают по-русски, причём говорят именно «по-современному», как это принято у так называемых «новых русских». Всё стало на свои места. Они «наши», хотя по виду и не совсем русские. В паспортах у них столько штампов, что с трудом нашли куда ещё можно поставить очередной штамп.

Получив багаж пошёл на посадку в аэроэкспресс. Идти достаточно много, умеют у нас создать дополнительные «удобства». Купил билет и пошёл на посадку. Нашёл свободное мести в третьем вагоне. Сел, до отправления почти 15 минут. Вагон быстро забился полностью, жара, дышать нечем, двери за каждым вошедшим автоматически закрываются, т. е. вагон не обесточен, но кондиционер не работает. Все уже расстегнули всё что можно и машут, чем только можно, для создания некоего движения воздуха.

Тронулись. Включился кондиционер. Через 10 минут холод собачий. Все застегнулись и стали доставать из сумок одежду и одеваться. Через 35 минут — Белорусский вокзал, отстоял очередь и пройдя проверку билетов бегу в метро. Слава богу была действующая карточка в метро, а то пришлось бы выстоять громадную очередь в кассу (1 июня 2010 года, первый день месяца).

Перескочил на свою линию, а она прохладная, да и время уже почти 21 час. Вышел на Братиславской, на улице заметил, что трудно дышать. Задыхаюсь, мне не хватает воздуха. Выхлопные газы такой концентрации, что забивает дыхание. Всего 10 дней, а уже отвык. Со временем привыкну, наверное, ...

Хорошо, что в квартире воздух подаётся через фильтры.

884
Другие материалы в этой категории: