Крым

Оцените материал
(0 голосов)
Город Судак. 2001 год. Город Судак. 2001 год.

О поездках в Крым.

Все изображения получены сканирование старых фотографий, в том числе и снимков Polaroid. Заранее прошу извинить за качество изображений.

1989 год.

Более 20-ти лет я прожил на Украине, из них около 15-ти в Запорожье, но первый раз я попал в Крым в апреле 1989 году, уже проживая в Москве. Это был выезд на месяц для обучения английскому языку методом глубокого погружения. Организовывала обучение компания из Киева. Группа формировалась в Москве и состояла из москвичей и двоих моих друзей из Запорожья. Разместились в Планерском в одной из баз отдыха расположенной на берегу недалеко от парка.

Утром - зарядка с элементами У-шу, Затем сплошные занятия до обеда. После обеда небольшой перерыв и снова занятия, затем ужин. И только после ужина - свободное время.

Именно в это свободное время, по вечерам мы ходили пить чай в прекрасную чайную в Доме писателей, который располагался в прекрасном парке. Романтическая обстановка в чайной, большой выбор различных видов чая и изумительная хозяйка. Нам во всем поселке более всего нравилось это место. Прекрасные воспоминания.

Во время этих курсов состоялись две морские поездка в Ялту с посещением Никитского ботанического сада и в Судак. Морские прогулки выявили, что вестибулярный аппарат у меня уже не тот, что для меня было совершенно неожиданно. Ранее никаких проблем не было. Может быть, сказался гипертонический криз, случившийся за пару месяцев до этого.

Курсы были неплохо организованы, но были мелкие шероховатости: отсутствие чайников в комнатах, отсутствие отопления (было не холодно, но некомфортно - апрель) и, естественно, не самое лучшее питание. Когда попробовали указать организаторам на недостатки, то услышали в ответ от киевского представителя: "Вот отделимся, тогда все будет гораздо лучше, а пока это все, что мы можем".

Я запомнил эти слова, так как ещё чуть раньше, а именно 4 января 1989 года, я в составе делегации ездил в Калужскую область для инспекции промплощадки для организации производства в интересах СП с итальянцами. В составе делегации был итальянец. В электричке зашёл разговор, что зачем организовывать новое производство, когда в Мукачево (Украина) есть новый завод, где можно производить алюминиевые подошвы для утюгов. Итальянец сказал: "Нельзя на Украине, нужно, что бы производство было на территории России" и, как мне показалось, хитро ухмыльнулся. Тогда я не придал значения этим словам и вспомнил о них только когда услышал в Крыму об отделении Украины.

Получается, что на окраинах уже нацелились на отделение и иностранцы уже страховались на случай распада страны, но наши руководители по-прежнему нам говорили что "победа коммунизма неизбежна". Трудно поверить, что они ничего не знали. Знали и ничего не предпринимали. Похоже, что это именно они и делили страну. Но вернёмся в Крым.

1991 год.

Вторая моя поездка в Крым была в Судак в сентябре 1991 года, сразу после августовского ГКЧП в Москве и Акта провозглашения независимости Украины от 24 августа в Киеве. В Крыму, да и по всей, ещё единой стране, распада ещё не чувствовалось. Поехали с женой, хотя в то время официально она ещё не была женой.

Поселились, согласно путёвкам, в гостинице расположенной недалеко от центра города и в 400-х метрах от моря. Номер обычный, без изысков, на верхнем, кажется, пятом этаже. Туалет в конце коридора. Душ можно принять на первом этаже. Горячая вода по расписанию и то не всегда. Путёвки были на 10 дней, и из них дня 4 горячей воды не было совсем. Помню, мы тогда мыться ходили в соседний санаторий.

Питание трёхразовое, но общепитовское. Я тогда к домашней еде ещё не успел привыкнуть, поэтому для меня питание было вполне приемлемым. Но жена ходила только на обед и то не всегда. С завтраком и ужином я справлялся за двоих. У меня получалось. У нас с собой было все для приготовления чая, и жена утром пила чай с бутербродом, а ужин (а иногда и обед) компенсировала фруктами, ягодами, овощами и шашлыками. Шашлыки на набережной были на каждом шагу и на любой вкус. Запах шашлыков ещё долго, потом нас преследовал.

Судак тогда был весьма провинциальным и пыльным небольшим городом. Все интересное, естественно, на берегу моря. Кроме рынка, который был в районе центра города и недалеко от нашего места проживания. Арбузы, дыни, виноград, персики, сливы, инжир. Перепробовали всё и не без последствий.

После первых двух дней отдыха на ближайшем пляже решили разнообразить пребывание на море. Стали ходить не на ближайший пляж, а подальше и каждый раз в разные места. Очень понравилось гулять в районе Генуэзской крепости. Она тогда представляла собой несколько башен и фрагменты остатков стен. Единой композиции не было, и вход был совершенно свободный, и зайти на территорию крепости можно было во многих местах. Гуляй, сколько хочешь. Однажды, прогуливаясь по крепости и находясь на горе, где были остатки, кажется, храма, увидели внизу небольшую и красивую бухточку и решили спуститься прямо с горы к морю. Спустились. Там оказался совсем небольшой каменистый пляж с очень чистой водой. Мы стали каждый день ходить на этот пляж через крепость и гору. По пути, перед крепостью, иногда встречали пасшихся нескольких коз во главе с козлом. Запах там был ещё тот, но когда идёшь на пляж ничего страшного. Искупаешься, и запах уйдёт. Возвращаться старались другим путём. Путь на пляж, 1 час на пляже, путь обратно и уже обед. После обеда гуляли по городу или, иногда, ездили на экскурсию: Новый Свет, Планерское и ещё куда-то поблизости.

Это был обычный, для того времени, отдых на море, когда удовольствие от пребывания на море с трудом, но компенсирует бытовые неурядицы. На обратном пути мы заехали в Запорожье, к моим друзьям. Приятно было встретиться с друзьями, но несколько дней пребывания в Запорожье практически напрочь перечеркнули 10-дневное пребывание на море (кто в курсе ситуации в Запорожье, тот поймёт почему). Тем не менее, общее впечатление от поездки осталось положительным.

1994 год.

В начале сентября 1994 года мы с женой снова поехали в Крым, который уже был Украина. Поехали на своём автомобиле ЗАЗ-1102 "Таврия". На сей раз в Планерское, которое к тому времени уже стал Коктебель, но для меня - Планерское. Как, впрочем, и Ленинград остался Ленинградом. Выговорить "Санкт-Петербург" язык не поворачивается. Может быть Петроград я бы ещё принял, но "Санкт-Петербург" ...

По пути останавливались на ночёвку в Запорожье. Ехали без путёвок и предварительной договорённости, т.е. наугад. Приехали в Планерское уже под вечер, остановились у автостанции и быстро нашли жильё. Утром выяснилось, что условия проживания не совсем те, о которых договаривались вечером. Попрощались с хозяевами и решили искать другое место отдыха в пределах Планерского. На окраине в северо-восточной части посёлка на берегу моря была какая-то база отдыха, состоящая из нескольких корпусов и множества мелких домиков с 4-мя койками. В одном из домиков мы и поселились. Все удобства были в соседнем корпусе: столовая, душ, туалет. Зато автомобиль можно было ставить прямо около домика. Домиков было не менее 2-х десятков, но обитаемыми были всего 5-6. Корпуса и вовсе были пустыми. Сезон закончился для этой базы отдыха, хотя было только начало сентября. Через несколько дней закрылась столовая, потом пытались не пускать в душ и туалет. Собрались все, ещё оставшиеся отдыхающие из домиков и наглядно объяснили, во что превратится территория базы, если не будут пускать в туалет и душ. Договорились и про столовую, т.е. быт кое-как наладили.

В нашем домике было 4-е кровати и пара тумбочек, и они занимали всю площадь домика, за исключением прохода между кроватями. Разобрав две кровати и сложив их, добавили себе немного жизненного пространства. Домики были похожи на шалаши, так как стен у домиков практически не было, их роль выполняла крыша, которая прилично нагревалась, и днём находиться в домике было неприятно. Но мы и не находились. До ближайшего пляжа было метров 10-15 и сначала мы купались именно здесь. Мы приехали именно из-за моря, но пляжный отдых - это не наш стиль. Отдохнув с дороги пару дней на пляже, начали "осваивать" окрестности.

В восточном направлении по берегу моря была голая степь, и только через несколько километров начинался невысокий горный хребет. Пройдя в восточном направлении несколько километров по берегу моря, обнаружили, что пейзаж не меняется, т.е. на наш взгляд ничего интересного. Поскольку мы не любители "шумного" отдыха, то использовали прогулки на восток в качестве вечерних: нет звукового сопровождения отдыха людей, лёгкий шум моря и чистый морской воздух. О чем ещё мечтать.

С другой, западной, стороны от нас находился весь посёлок. Сам посёлок не производил впечатления и в 1989 году, не произвёл и в 1994-м. Конечно - парк. А в парке Дом писателей, в нем чайная, которая так понравилась в 89-м. Несколько раз сходили в чайную. По сравнению с 89-м, ассортимент чаёв изменился не в лучшую сторону. Не осталось прежнего ореола романтичности, остался просто бизнес. Но парк по-прежнему хорош.

Поскольку мы приехали на своём авто, то освоившись и не найдя ничего интересного в посёлке стали ездить по побережью. Выбирали направление и конечный пункт. Приезжали и проводили весь день в выбранном месте. На восток - в Феодосию, на запад - Судак, Новый Свет, Рыбачье. В Феодосии купили несколько разных бутылок шампанского "Новый Свет" и разборную ёлку с хвоей серебристого цвета. Используем её до сих пор.

В Судаке, конечно, посетили знакомые места и прежде всего Генуэзскую крепость. Она изменилась. Появились новые «древние» стены, которые теперь замкнули территорию крепости, и пройти туда можно было, только купив билет. Купили и зашли. Появились, кажется, и новые башни. Погуляв по территории, спустились, как и ранее в 91-м, к пляжу. Искупавшись и отдохнув на пляже, решили возвращаться в город к оставленному автомобилю не через гору, как это делали в 91-м, а обойти гору. Оказалось, что подняться, уже нет сил. Как мы в 91-м каждый день ходили через эту гору? Почти сразу после пляжа попали в санаторий «Сокол» с изумительной территорией похожей на небольшой ботанический сад. Нам очень понравилось.

На обратном пути, примерно за 100 километров до Запорожья попали в аварию. Добравшись своим ходом до Запорожья, оставили автомобиль в ремонте и вернулись в Москву поездом. Остался лёгкий неприятный осадок от поездки и дело не в аварии. Осадок появился ещё во время пребывания в Крыму. Море прекрасное, но всё остальное...
Это был ещё период распада. Старое отмерло или отмирало, новое или ещё не появилось или, если появилось, ещё не оказывало сколь-нибудь заметного влияния, да и это новое, зачастую, было не лучше старого. Мы решили воздержаться от поездок в Крым.

2001 год.

Воздерживались до 2001 года, когда решили снова поехать в Крым. В город Судак, в санаторий Сокол (он же санаторий МВД), предварительно договорившись по телефону. Санаторий расположен на берегу моря в юго-западной части города Судак. С одной стороны от санатория (восточной) возвышается Генуэзская крепость, а с другой (западной) - ландшафтный ботанический заказник «Новый Свет»

На сей раз решили лететь самолётом. Во Внуково при досмотре отобрали ГДР'овский сувенирный ножик с длиной лезвия 10 сантиметров. Он был у нас единственный, взяли именно его из-за малого размера. Пришлось покупать новый нож уже в Судаке (арбузы, дыни и пр.), что оказалось не просто. В аэропорту Симферополя в наши общегражданские паспорта поставили отметки о прибытии.

Эти отметки, естественно, сделали наши паспорта недействительными, и пришлось по возвращению домой их менять. Забегая вперёд, скажу, что на обратном пути никаких отметок в паспортах не ставили, т.е. мы как бы не покидали Симферополь. Но вернёмся в Крым.

Из Симферополя в город Судак решили ехать на такси. Подошли к ожидающим пассажиров перевозчикам. Названная сумма за проезд показалась мне приемлемой. Увидев авто спросил о наличии кондиционера и получил ответ: «Есть климат-контроль». Сели. Оказалось, что климат-контроль есть, а кондиционера нет. Ну ладно, раз уж сели. Заехали на ближайшую заправку и, увидев цены на бензин спросил, не житель ли он Судака. Иначе, зачем ему нас везти, если стоимость проезда практически равна стоимости бензина на проезд в оба конца. Выяснилось, что стоимость бензина в гривнах, а стоимость проезда, которую он нам назвал - в долларах (насколько помню, курс около 5 гривен за доллар). Покинули такси и, добравшись до автовокзала, поехали в Судак на автобусе.

Добрались до санатория уже под вечер. Оформились и получили ключи, правда на следующий день нужно было ещё пройти обследование и оформить курортную медицинскую карту. Поселили нас в корпусе расположенном рядом с административным зданием. Это был весьма приличный номер на первом, в котором был свой санузел и отдельный вход. Чисто, уютно. Никакого кондиционера, естественно не было, а вечером солнце светило в окна и прогревало очень хорошо. Приходилось на ночь открывать окно.

Открытое окно позволило нам ознакомиться с контингентом отдыхающих двух корпусов. Дело в том, что напротив нашего корпуса в каких-нибудь 10 метрах стоял другой такой же корпус и соединялись они одноэтажной «стекляшкой» где и был вход в оба корпуса. Таким образом, по узкому коридору образованному корпусами, мимо нашего окна проходили все обитатели двух двухэтажных корпусов. Кроме того у «стекляшки» и вдоль обоих корпусов стояли скамейки, на которых почти всегда сидели люди. Сидели они там и днём и вечером и поздно вечером, а иногда и ночью и рано утром. Причём не просто сидели, а разговаривали и почему-то всегда очень громко. Я сразу вспомнил деревню, где у нас был дом. Там тоже разговаривали громко, даже находясь рядом, друг с другом.

Благодаря открытому окну мы узнали, что среди отдыхающих были не только жители Украины, но и Белоруссии (хотя теперь это Беларусь, а не Белоруссия, но я старый человек и к тому же совок). Удивительным оказалось не то, что не было отдыхающих из России, а то, что часть отдыхающих целыми семьями добирались на электричках, кто до Симферополя, а кто-то и до Феодосии. Некоторые привезли с собой еду.

Хотя питание в санатории по качеству было вполне приличное. Даже была возможность выбора блюд, правда заказ нужно было делать за два дня, т.е. сегодня на послезавтра. А это оказалась засада. Когда мы уехали на весь день на экскурсию в Ялту, то не только пропала наша еда в этот день, но и через день мы оказались без еды, так как из-за нашего отсутствия не был сделан заказ. Нет заказа – нет еды. И это при том, что экскурсию организовывал санаторий.

Да это был санаторий и у нас были оздоровительные путёвки. Нас даже обязали оформить медицинские карты за отдельную плату. Для оформления карты нужно пройти обследование. Прошли, и никаких отклонений у нас не было обнаружено. Поэтому нам как здоровым людям было назначено питье (на территории был свой бювет, куда можно было зайти и без назначения) и ингаляции. Потом выяснилось, что эти назначения были у всех с оздоровительными путёвками.

Ну ладно, про мои больные суставы при их осмотре они узнать не могли, а я не сказал, но как можно не заметить повышенное давление. Я тогда уже был гипертоником со стажем, перенёсшим три гипертонических криза. Давление в «норме» у меня тогда было 140-145, лекарства принимал, когда более 150-ти. На следующий день я, измерив, давление в номере (с собой был тонометр, я же гипертоник), пошёл к врачу и попросил измерить давление. Измерили, и она назвала цифры близкие к норме, а с учётом возраста и вовсе норма. Поругались. В итоге все свелось: «А что я могу? Денег не хватает, а они требуют. Зарплата маленькая».

Выяснилось, что недаром это был санаторий МВД. Вот сотрудников МВД здесь лечат и путёвки у них бесплатные (или почти бесплатные). Ну ладно их, но ещё и семьи. И размещают их не в многоэтажных корпусах, а в коттеджах. Получается их оздоровление и лечение происходит за наш счёт. Собственно особой надежды на их оздоровительные процедуры мы и не возлагали. Главное - это море, а оно было там изумительным. Просто – зачем врать, зачем эта имитация деятельности и якобы заботы.

В номере, в который нас первоначально поселили, мы вытерпели 2 ночи и, насытившись бытовыми подробностями жизни отдыхающих, договорились (с доплатой) переселить нас в один из коттеджей, расположенных в совсем другой части территории санатория.

Переселили нас на второй этаж коттеджа (на первом жили другие), который представлял собой двухкомнатный номер, со всеми удобствами, включая кондиционер. Отдельная спальня и большая гостиная. Вход на второй этаж по отдельной лестнице. Несколько коттеджей были как-бы вписаны в небольшую рощу, в которой росли большие деревья и в любое время дня они давали тень, на первый этаж полностью и даже немного на втором этаже.

Жизнь наладилась, мы опять стали замечать, как прекрасна территория санатория. Это был настоящий ботанический сад, хоть и не очень большой.

Не омрачало даже то, что рядом была танцевальная площадка и там громко играла музыка задолго до танцевального вечера. Громкая музыка – это был сигнал: «сегодня танцы». Самыми модными исполнителями тогда были две ПТУ’шницы, которые все мечтали, что бы их догнали, но, похоже, за ними так никто и не погнался.

Танцы были всего три раза в неделю: суббота, воскресенье и среда (или четверг, точно не помню) и они продолжались не всю ночь. Терпимо.

Зато здорово омрачило состояние близлежащих к санаторию улиц. Это был частный сектор. Нет, внешне они выглядели вполне нормально, но все собственники участков использовали свою землю по максимуму, застроив её всевозможными строениями, которые можно сдавать приезжим как жильё. И дело даже не в том, что иногда это выглядело безобразно. Дело в перенаселении, которое превратило эти улицы в зловонную клоаку. Судя по всему в этом районе не было канализации. На каждом участке свой туалет. Прогретая за лето земля заставляла испаряться такое количество нечистот, что в воздухе стояла почти непреодолимая стена. Поход из санатория в город превращался в серьёзное испытание.

Для того что бы попасть в Генуэзскую крепость нужно было, хоть и немного, пройти именно по этим «туалетным» улочкам, поэтому мы побывали там только один раз, хотя и собирались сходить несколько раз, вспомнить предыдущие посещения и связанные с этим приключения. Посмотрели с верхней точки крепости на пляж, к которому мы когда-то спускались каждый день. Спускаться не стали, да, наверное, и не смогли бы, очень круто. Внизу было по-прежнему красиво. Благо, что теперь  на этот пляж мы теперь могли попасть прямо из санатория.

К концу нашего отдыха погода немного испортилась и мы стали больше ездить. Как уже говорилось, была поездка в Ялту. Насколько я помню, во время всех моих пребываний в Крыму были поездки в Ялту с обязательным посещением Никитского Ботанического Сада. И я рад, что я там был каждый раз. Изумительное место. А в самой Ялте, кроме набережной, я ничего и не помню. Может, там больше и нет ничего, хотя вряд ли.

Помню мы специально организовали поездку по дворцам: Ливадийский, Воронцовский и т.п. В Ливадийском мы даже примкнули к организованной экскурсии (то ли сами захотели, то ли иначе невозможно было попасть во дворец). Экскурсоводом оказалась бойкая и властная женщина, похоже из бывших работников политпросвещения. Я начал «закипать» ещё при повествовании о том какой «душка» и прекрасный семьянин был Николай II. Доконал рассказ о том как выглядел негр, который помогал передвигаться Рузвельту. Мы «откололись» от группы продолжали осмотр самостоятельно. Больше мы с экскурсионной группой не связывались. Конечно мы не получили всей возможной информации, но нужно ли это. Зато мы больше видели и во дворцах, и вне их, т.е. снаружи, а именно как эти дворцы вписаны в окружающую местность.

Ездили дважды в Новый Свет. Первый раз прошлись по обычному туристическому маршруту : Тропе Голицына, которую мы начинали с набережной и заканчивали в можжевеловой роще, в которой задерживались надолго, так как это было одно из самых любимых мест в Крыму. Можжевеловая роща, к сожалению, к тому времени изрядно поредела (я сравниваю с 1989-1991 годами). Стало понятно, откуда берутся различные поделки из можжевельника, продававшиеся в Крыму во всех населённых пунктах, где мы были.

Вторая поездка в Новый свет была на одноименный винный завод. Поездка была организована санаторием. Начали с экскурсии по производству и складам, а затем дегустация. Всё было очень хорошо до тех пор, пока они не решили закончить дегустацию вин коньяком. В качестве сувениров мы пару бутылок шампанского взяли с собой в Москву.

Была ещё поездка в Планерское (Коктебель) на «Москвиче-412» и я в дороге очень удивился способности автомобиля «проглатывать» мелкие неровности. В Планерском хотелось пройтись по знакомым местам, посмотреть, что изменилось. На мой взгляд, лучше не стало. Посещение чайной в Доме писателей расстроило особенно. Наверное, потому, что именно с ней были связаны самые приятные воспоминания о Планерском. А теперь там все не так, как было. И не могу сказать, что стало плохо, но какой-то сплошной коктебель.

Возвращение домой было без приключений. С таксистом заранее договорились, и он, забрав нас в назначенное время у санатория, доставил без проблем в аэропорт Симферополя. На паспортном контроле отметки о выезде нам никто не делал, зачем – паспорта все равно уже испорчены.

Жили в красивом месте, питались хорошо. Много ездили и много посмотрели. Были мелкие бытовые неурядицы, но решаемые. От поездки осталось положительное впечатление. Но от Крыма впечатление осталось неоднозначным. Уезжали мы из Судака довольные отдыхом, но, не сговариваясь, решили, что в Крым больше не поедем. И не едем...

Хотя очень жалею, что никогда не был в Севастополе.

Другие материалы в этой категории: